Трансмиссия Когда-то, в качестве трансмиссий
скутеров, называвшихся еще мотороллерами, преобладали механические коробки
передач (от двух — до четырех ступеней). Они переключались поворотной левой
рукояткой руля или по-мотоциклетному - рычагом под левой ногой. Главное отличие современного скутера
от своих предшественников и мотоциклов — это отсутствие механической коробки
передач. Ее функцию выполняет автоматическая трансмиссия — кли-ноременный
вариатор.
Изменение передаточного числа
происходит путем взаимного сближения подвижных половинок одного шкива вариатора
и удаления половинок другого шкива. Половинки шкива, закрепленного на
коленчатом валу, сдвигаются под действием роликов-грузов, перемещающихся в
пазах шкива, и при разгоне скутера ремень постепенно переходит на его больший
радиус. Соответственно увеличивается скорость ведомого шкива, включается
центробежное сцепление и крутящий момент передается через редуктор главной
передачи на заднее колесо скутера. При увеличении сопротивления движению
обороты двигателя падают, ведущий шкив раздвигается и передаточное число
трансмиссии увеличивается, позволяя скутеру двигаться например в гору или по
песку. На самых простых и дешевых 50-кубо-вых (и менее) аппаратах нет
вариатора, имеется только центробежное сцепление и передача на колесо.

Типы трансмиссий скутеров: а - с
механической коробкой передач; б - с клиноременным вариатором; в - только с
центробежным сцеплением; 1 - коленчатый вал; 2 - сцепление (обычное или
центробежное); 3 - моторная передача; 4 - клиноремен-ный вариатор; 5 - шкив; 6
- пружина; 7 -задний редуктор; 8 - механическая коробка передач; 9 - главная
(цепная) передача; 10 -колесо Задний редуктор главной передачи
применяется на скутерах с клиноременным вариатором или цепной передачей и
служит для увеличения передаточного отношения трансмиссии. Необходимость включения его в
конструкцию обусловлена тем, что скорость вращения коленчатого вала двигателя
несоизмеримо велика по отношению к скорости вращения колеса, и, хотя вариатор
или цепная передача и способны понижать частоту вращения, но этого все равно
недостаточно. В конструкции мотоциклов, в отличие от скутеров, помимо КП и
главной передачи, имеется еще и моторная передача, которая в несколько раз
увеличивает передаточное отношение трансмиссии. В конструкции скутеров это техническое
решение неприменимо, потому что ведущий шкив вариатора жестко закреплен на
цапфе коленчатого вала и имеет ту же частоту вращения. Редуктор главной передачи представляет
собой две пары шестерен, малые -ведущие и большие — ведомые, размеры которых
подобраны так, что передаточное отношение, уже измененное вариатором или цепной
передачей, окончательно приобретает то значение, при котором скорости вращения
коленчатого вала и колеса согласуются.

Схема передачи крутящего момента в
трансмиссии скутера с клиноременным вариатором: а - положение трогания; б -
положение движения со скоростью, близкой к максимальной; 1 - ведущий шкив; 2 -
ремень; 3 - ведомый шкив; 4 - шестерни заднего редуктора; 5 - колесо; г и Я -
рабочиерадиусы ведущего и ведомого шкивов вариатора
Обслуживание и ремонт трансмиссии цепных скутеров Пара слов о конструкции. Передача состоит из двух
звездочек (ведущей и ведомой), роликовой цепи и двух успокоителей.
Ведущая звездочка закреплена на барабане центробежного сцепления. Когда
двигатель заглушен или работает на холостом ходу, барабан не связан
с цапфой коленчатого вала. Когда вы повысите обороты коленчатого вала
двигателя, колодки сцепления, расположенные на цапфе, разойдутся
и благодаря силе трения передадут крутящий момент на барабан сцепления
и ведущую звездочку цепной передачи. Ведомая звездочка жестко
закреплена на валу редуктора заднего колеса. Цепь, соединяющая
звездочки, втулочно-роликовая.Когда выкрутите болт из контрольного отверстия, оттуда должно потечь масло. 
Чтобы слить масло, открутите сливную пробку в задней части кожуха трансмиссии. 
Заливная горловина закрыта пластмассовой резьбовой пробкой. Рядом выбиты цифры — приблизительная вместимость кожуха. 
Чтобы мотор не впал в бессрочный транс и цепь служила
дольше, трансмиссия закрыта герметичным кожухом, а он частично заполнен
маслом. Ваша миссия — периодически проводить техобслуживание, а оно
сводится: первое, к контролю за уровнем масла, и второе — вовремя его
менять. Проверять уровень масла нужно после длительной стоянки или если
обнаружите потеки на кожухе. Но первый раз загляните в него сразу после
покупки скутера. Установите «табуретку» на центральную подставку
на горизонтальной площадке. Выкрутите винт из контрольного отверстия —
оно расположено чуть ниже середины крышки кожуха. Если уровень в норме,
масло из него должно потечь тонкой струйкой. Не течет? Чуть наклоните
скутер на себя. Опять «сухо»? Значит, долейте масло — оно должно быть
той же марки, что уже залито. Если же масло меняете, можно использовать
любое моторное. Единственное, что оговаривает изготовитель, его
вязкость — 15W40. Выкрутите пробку в задней верхней части кожуха.
На его отливке обычно указано, сколько масла нужно залить,
но приблизительно. В нашем случае — 450 мл. Но если по уму, —
заполняйте кожух до момента, пока масло не начнет переливаться
из контрольного отверстия. Перед разборкой трансмиссии масло слейте. Открутите
пробку, расположенную в низу его задней части. К сожалению, это
не самая низшая точка кожуха. Немного масла (около 70 мл) останется
в приливе передней части и вытечет, как только вы открутите винты
крепления крышки. Будьте наготове: переставьте емкость, в которую
сливали масло, к этому месту и заранее запаситесь тряпками или ветошью,
чтобы вытереть лужицы. Снимите крышку полости, в которой расположен масляный насос… 
…и демонтируйте сам насос. 
Крышка редуктора с механизмом кикстартера (на него показывает стрелка). Без надобности не разбирайте: не соберете. 
Свободный ход новой цепи. 
Масляный насос системы раздельной смазки расположен
в задней части «ноги» под отдельной крышкой. Снимите эту крышку.
Не трогая масляные шланги, открутите болты крепления насоса, выньте его
из посадочного места и отведите вверх. Затем снимите крышку корпуса
трансмиссии. Рычагкикстартера, в принципе, можно не трогать, но мы его
демонтировали — без него удобнее откручивать винты крышки. Эти винты
разные по длине —при сборке не перепутаете. Открутив винты крышки кожуха, обстучите ее киянкой
или деревянным бруском — легче отделится. Под ней установлена картонная
прокладка — постарайтесь ее не повредить. Когда крышку снимете, увидите
механизм кикстартера: обследуйте его. Если не заметили ничего,
вызывающего настороженность, отложите узел в сторону. Осмотрите цепной привод — цепь, два ее успокоителя
и зубья звездочек. Эти детали не должны быть поврежденными. Определите
величину люфта цепи. Если ее можно оттянуть больше чем
на 10 мм от условной прямой линии, замените — ремонтировать ее нельзя
(многие по невежеству укорачивают на пару звеньев). Снять цепь можно
двумя способами: демонтировав ведомую или же ведущую звездочки вместе
с центробежным сцеплением. Чтобы снять ведомую, удерживая при этом выступающий
конец болта пассатижами, открутите (ключом «на 10») гайку.
Демонтировать ведущую звездочку нужно в случае, если хотите осмотреть
или заменить детали центробежного сцепления. Для этого заклиньте жалом
отвертки зубчатый венец шестерни пускового механизма и открутите гайку
ключом «на 17». Под гайкой — храповая шестерня кикстартера и еще
несколько деталей. Запомните, как они расположены, чтобы не перепутать
при сборке последовательность их установки. Так выглядит трансмиссия: 1 — шестерня электростартера; 2 — основание с грузиками; 3 — барабан центробежного сцепления; 4 — ведущая звездочка; 5 — цепь; 6 — рычаг механизма блокировки заднего колеса при запуске кикстартером; 7 — успокоители; 8 — масляный насос; 9 — ведомая звёздочка с ведущей шестерней редуктора (шестерня на снимке не видна); 10 — ведомая шестерня редуктора; 11 — полость, где остаётся масло при выкрученной сливной пробке. 
Снимите с шейки коленчатого вала ведущую звездочку,
выполненную одним целым с барабаном сцепления, а затем основание
сцепления с грузиками. Осмотрите детали, чтобы убедиться, что: — грузики не болтаются на осях; — рабочая поверхность грузиков не изношена и без повреждений; — пружины с усилием сжимают грузики; — на рабочей поверхности барабана сцепления нет трещин или выработки; — зубья звездочки не изношены, без заусенцев или других повреждений. Детали с перечисленными дефектами замените. Сборка —
в обратной последовательности. Перед установкой крышки протрите
прокладку от масла, осмотрите ее. Обнаружите повреждения — замените.
Винты крепления крышки затяните «по кругу» в несколько приемов,
не прикладывая чрезмерных усилий. Как залить масло, — описано выше. Чтобы открутить гайку крепления барабана центробежного сцепления, нужно заклинить барабан отверткой. 
Успокоители цепи свободно надеты на приливы картера и придавлены его крышкой: 1 — успокоители; 2 — приливы. 
Открутив гайки, снимите блок ведомой звёздочки и ведущей шестерни. 
Перед установкой масляного насоса на место осмотрите
шланги — не перетерлись ли они в местах перегиба об острый угол? Для
себя отметьте: при такой конструкции привода маслонасос подает масло
в двигатель только на ходу, когда крутится заднее колесо. Работающий
двигатель при остановке скутера смазывается остатками масла,
но их надолго не хватит. Поэтому не давайте мотору долго работать,
когда скутер недвижим — сразу после остановки заглушите. Вообще-то, цепная трансмиссия надежна
и долговечна. Если ее не «насиловать» перевозкой чрезмерных грузов
и не «козлить» на каждом светофоре, не забывать проверить уровень
масла, то «радости», связанные с ее ремонтом, обойдут вас стороной.
|