Трансмиссия
Когда-то, в качестве трансмиссий скутеров, называвшихся еще мотороллерами, преобладали механические коробки передач (от двух — до четырех ступеней). Они переключались поворотной левой рукояткой руля или по-мотоциклетному - рычагом под левой ногой.
Главное отличие современного скутера от своих предшественников и мотоциклов — это отсутствие механической коробки передач. Ее функцию выполняет автоматическая трансмиссия — кли-ноременный вариатор.
Изменение передаточного числа происходит путем взаимного сближения подвижных половинок одного шкива вариатора и удаления половинок другого шкива. Половинки шкива, закрепленного на коленчатом валу, сдвигаются под действием роликов-грузов, перемещающихся в пазах шкива, и при разгоне скутера ремень постепенно переходит на его больший радиус. Соответственно увеличивается скорость ведомого шкива, включается центробежное сцепление и крутящий момент передается через редуктор главной передачи на заднее колесо скутера.
При увеличении сопротивления движению
обороты двигателя падают, ведущий шкив раздвигается и передаточное число
трансмиссии увеличивается, позволяя скутеру двигаться например в гору или по
песку. На самых простых и дешевых 50-кубо-вых (и менее) аппаратах нет
вариатора, имеется только центробежное сцепление и передача на колесо.
Типы трансмиссий скутеров: а - с механической коробкой передач; б - с клиноременным вариатором; в - только с центробежным сцеплением; 1 - коленчатый вал; 2 - сцепление (обычное или центробежное); 3 - моторная передача; 4 - клиноремен-ный вариатор; 5 - шкив; 6 - пружина; 7 -задний редуктор; 8 - механическая коробка передач; 9 - главная (цепная) передача; 10 -колесо
Задний редуктор главной передачи применяется на скутерах с клиноременным вариатором или цепной передачей и служит для увеличения передаточного отношения трансмиссии.
Необходимость включения его в конструкцию обусловлена тем, что скорость вращения коленчатого вала двигателя несоизмеримо велика по отношению к скорости вращения колеса, и, хотя вариатор или цепная передача и способны понижать частоту вращения, но этого все равно недостаточно. В конструкции мотоциклов, в отличие от скутеров, помимо КП и главной передачи, имеется еще и моторная передача, которая в несколько раз увеличивает передаточное отношение трансмиссии.
В конструкции скутеров это техническое решение неприменимо, потому что ведущий шкив вариатора жестко закреплен на цапфе коленчатого вала и имеет ту же частоту вращения.
Редуктор главной передачи представляет
собой две пары шестерен, малые -ведущие и большие — ведомые, размеры которых
подобраны так, что передаточное отношение, уже измененное вариатором или цепной
передачей, окончательно приобретает то значение, при котором скорости вращения
коленчатого вала и колеса согласуются.
Схема передачи крутящего момента в
трансмиссии скутера с клиноременным вариатором: а - положение трогания; б -
положение движения со скоростью, близкой к максимальной; 1 - ведущий шкив; 2 -
ремень; 3 - ведомый шкив; 4 - шестерни заднего редуктора; 5 - колесо; г и Я -
рабочиерадиусы ведущего и ведомого шкивов вариатора
Когда выкрутите болт из контрольного отверстия, оттуда должно потечь масло.
Чтобы слить масло, открутите сливную пробку в задней части кожуха трансмиссии.
Заливная горловина закрыта пластмассовой резьбовой пробкой. Рядом выбиты цифры — приблизительная вместимость кожуха.
Чтобы мотор не впал в бессрочный транс и цепь служила дольше, трансмиссия закрыта герметичным кожухом, а он частично заполнен маслом. Ваша миссия — периодически проводить техобслуживание, а оно сводится: первое, к контролю за уровнем масла, и второе — вовремя его менять. Проверять уровень масла нужно после длительной стоянки или если обнаружите потеки на кожухе. Но первый раз загляните в него сразу после покупки скутера.
Установите «табуретку» на центральную подставку на горизонтальной площадке. Выкрутите винт из контрольного отверстия — оно расположено чуть ниже середины крышки кожуха. Если уровень в норме, масло из него должно потечь тонкой струйкой. Не течет? Чуть наклоните скутер на себя. Опять «сухо»? Значит, долейте масло — оно должно быть той же марки, что уже залито. Если же масло меняете, можно использовать любое моторное. Единственное, что оговаривает изготовитель, его вязкость — 15W40. Выкрутите пробку в задней верхней части кожуха. На его отливке обычно указано, сколько масла нужно залить, но приблизительно. В нашем случае — 450 мл. Но если по уму, — заполняйте кожух до момента, пока масло не начнет переливаться из контрольного отверстия.
Перед разборкой трансмиссии масло слейте. Открутите пробку, расположенную в низу его задней части. К сожалению, это не самая низшая точка кожуха. Немного масла (около 70 мл) останется в приливе передней части и вытечет, как только вы открутите винты крепления крышки. Будьте наготове: переставьте емкость, в которую сливали масло, к этому месту и заранее запаситесь тряпками или ветошью, чтобы вытереть лужицы.
Снимите крышку полости, в которой расположен масляный насос…
…и демонтируйте сам насос.
Крышка редуктора с механизмом кикстартера (на него показывает стрелка). Без надобности не разбирайте: не соберете.
Свободный ход новой цепи.
Масляный насос системы раздельной смазки расположен в задней части «ноги» под отдельной крышкой. Снимите эту крышку. Не трогая масляные шланги, открутите болты крепления насоса, выньте его из посадочного места и отведите вверх. Затем снимите крышку корпуса трансмиссии. Рычагкикстартера, в принципе, можно не трогать, но мы его демонтировали — без него удобнее откручивать винты крышки. Эти винты разные по длине —при сборке не перепутаете.
Открутив винты крышки кожуха, обстучите ее киянкой или деревянным бруском — легче отделится. Под ней установлена картонная прокладка — постарайтесь ее не повредить. Когда крышку снимете, увидите механизм кикстартера: обследуйте его. Если не заметили ничего, вызывающего настороженность, отложите узел в сторону.
Осмотрите цепной привод — цепь, два ее успокоителя и зубья звездочек. Эти детали не должны быть поврежденными. Определите величину люфта цепи. Если ее можно оттянуть больше чем на 10 мм от условной прямой линии, замените — ремонтировать ее нельзя (многие по невежеству укорачивают на пару звеньев). Снять цепь можно двумя способами: демонтировав ведомую или же ведущую звездочки вместе с центробежным сцеплением.
Чтобы снять ведомую, удерживая при этом выступающий конец болта пассатижами, открутите (ключом «на 10») гайку. Демонтировать ведущую звездочку нужно в случае, если хотите осмотреть или заменить детали центробежного сцепления. Для этого заклиньте жалом отвертки зубчатый венец шестерни пускового механизма и открутите гайку ключом «на 17». Под гайкой — храповая шестерня кикстартера и еще несколько деталей. Запомните, как они расположены, чтобы не перепутать при сборке последовательность их установки.
Так выглядит трансмиссия:
1 — шестерня электростартера;
2 — основание с грузиками;
3 — барабан центробежного сцепления;
4 — ведущая звездочка;
5 — цепь;
6 — рычаг механизма блокировки заднего колеса при запуске кикстартером;
7 — успокоители;
8 — масляный насос;
9 — ведомая звёздочка с ведущей шестерней редуктора (шестерня на снимке не видна);
10 — ведомая шестерня редуктора;
11 — полость, где остаётся масло при выкрученной сливной пробке.
Снимите с шейки коленчатого вала ведущую звездочку,
выполненную одним целым с барабаном сцепления, а затем основание
сцепления с грузиками. Осмотрите детали, чтобы убедиться, что:
— грузики не болтаются на осях;
— рабочая поверхность грузиков не изношена и без повреждений;
— пружины с усилием сжимают грузики;
— на рабочей поверхности барабана сцепления нет трещин или выработки;
— зубья звездочки не изношены, без заусенцев или других повреждений.
Детали с перечисленными дефектами замените. Сборка — в обратной последовательности. Перед установкой крышки протрите прокладку от масла, осмотрите ее. Обнаружите повреждения — замените. Винты крепления крышки затяните «по кругу» в несколько приемов, не прикладывая чрезмерных усилий. Как залить масло, — описано выше.
Чтобы открутить гайку крепления барабана центробежного сцепления, нужно заклинить барабан отверткой.
Успокоители цепи свободно надеты на приливы картера и придавлены его крышкой: 1 — успокоители; 2 — приливы.
Открутив гайки, снимите блок ведомой звёздочки и ведущей шестерни.
Перед установкой масляного насоса на место осмотрите шланги — не перетерлись ли они в местах перегиба об острый угол? Для себя отметьте: при такой конструкции привода маслонасос подает масло в двигатель только на ходу, когда крутится заднее колесо. Работающий двигатель при остановке скутера смазывается остатками масла, но их надолго не хватит. Поэтому не давайте мотору долго работать, когда скутер недвижим — сразу после остановки заглушите.